ТовароманияСтатьиСлавянские боги и духи как основа языческой культуры

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Языческая культура полнится различными именами высших сил отвечающими за определенные процессы или явления мира. Каждое божество занимает определенное место во вселенной и обладает своими силами, влияющими на ход событий. У древних славян не было единого Бога для все племен и народов, люди поклонялись большому количеству высших сил и получали их покровительство в том или ином деле.

Иерархия Богов славянской культуры

Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 2

Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.

На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.

На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.

Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.

Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.

Деление славянских богов на светлых и темных

При создании мир был разделен на 3 части: Явь — место жизни людей и стихийных божеств, Правь — мир Богов и Навь мир темных сил и умерших. В современном мире все судится более однобоко, тьма — зло, а свет — добро. В древневедической же культуре в почете были силы света и тьмы одинаково. Считалось что без темных сил не возможно существование мира, познание и совершенствование. Это необходимое условие гармоничного развития и движения. Смерть рассматривалась как переход на новый уровень.противостояние света и тьмы

Пантеон славянских богов

В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.

Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания. Возможно спустя какое то время человечеству станет известно намного больше, чем открыто ныне. Однако на данный момент мы изучаем вопрос в доступном для нас ключе.

Славянские Боги мира Прави

Высшие силы стоящие у истоков сотворения мира и не контактирующие напрямую с людьми относятся к миру Прави.

Белобог

В сфере влияния славянского Белобога находится добро, свет, честь и справедливость. Он не участвует в схватках но оберегает мир.Белобог - бог света Противоположностью Белобога является его брат Чернобог и они находятся в состоянии противостояния.

Белобог хранит принцы мироздания, основы жизни и миропорядка. Изображали его в образе светлого старца с длиной белой бородой и посохом в руках.

На помощь бога могут рассчитывать люди честно трудящиеся не обращающие внимание на всякого рода трудности и преграды.

Велес

Славянский бог трех миров — Велес обладал значительной магической силой. Является покровителем животных и магии. Обладает даром перевоплощения. Согласно мифам и легендам древней Руси, Велес в славянском пантеонеВелес является стражем 2 миров: прови и нави. Именно Велес заведует сохраностью границ и в его свите числятся множество духов помогающих людям: домовой, овник, леший и другие.

В отличие от Перуна покровительствующего только сильным людям и властвующим, Велес помогал людям не зависимо от их происхождения и был почитаем во многих людских общинах.

Жива

Жива в славянском пантеоне

Богиня жизни и плодородия — Жива. Предстает перед нами в образе красивой девушки со светлым волосом в зеленных одеждах. Жива не относится к светлым или темным силам, она сама жизнь.

В сфере влияния Живы находится сама жизнь в своем многообразии и различном проявлении. Она оберегает мировой порядок, наполняет все сущие дыханием жизни и энергией, дарует плодородие.

Квасура

Бог житейской мудрости да хмельных напитков в мифологии восточных славян – Квасура. Известно о нем немного информации. Квасура - бог хмельной мудростиПо некоторым легендам именно Квасура связан с изготовлением сурьи — священного напитка сваренного на основе меда и трав. Кроме того имя Квасура связывают с ритуальными напитками, возможно речь идет о алкогольном питье.

Китоврас

Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 9Китоврас являлся богом мудрости и смелости. Образ Китовраса сохранился во многих древних культурах: голова и торс человека, тело лошади.

Покровительствовал князьям и дружинам. Почитали Китовраса как полубога обладающего огромной физической силой и способного развивать большую скорость в беге.

По мифологии славян Китоврас с помощью птицы Гамаюн построил небесный храм — храм солнца где жили боги из камня являющегося первоисточником всего сущего — камня алатырь.

Лада

Богиня любви, красоты и семьи Лада. Олицетворение образа женщины-матери, хранительницыЛада - богиня любви и семейного благополучия очага.

В сфере влияния Лады: зрелая любовь, рождение и воспитание детей, плодородие, обустройство быта, верность мужьям и благосостояние.

Часто ее изображали в виде женщины благословляющей поля на добрый урожай.

символы Лады:

  • Молвинец

  • Ладинец

  • звезда Руси

  • Свадебник

  • Леля

    Богиня первой любви и пробуждающейся весныБогиня весны, любви и верности, дочь Лады Богородицы была одной из самых любимых у славян. Ей приносили в дар цветы, обращались с просьбой о любви.

    В сфере влияния Лель находились девушки до замужества и дети до 3 лет. Легкость характера, женственность, сохранение от глупостей и ошибок молодости — вот деятельность молодой богини.

    Изображали Лель в образе красивой светлой девушки всегда в окружении птиц и животных.

    Макошь

    Богиня Макошь известна как великая пряха, вершительница судеб, покровительница магической силе, Мокошь - богиня судебтрудолюбию и рукоделию. В сфере влияния великой Макоши все родники и колодцы. Главные помощницы: Доля и Недоля. Людям трудолюбивым, упертым и добрым она посылала Долю, а для ленивых и отчаявшихся нить сматывала Недоля.

    Кумир (Чур) Макошь занимал важное место в каждом пантеоне, возле идола богини всегда был алтарь в виде колодца, куда и бросали женщины дары состоящие из предметов сделанных своими руками.

    Хранительница магии, материнства, мудрости и женского счастья Макошь также считалась богиней плодородия.

    Род

    Бог РодПервосоздатель мира - Род считается демиургом всего сущего, он создал мир со всеми его проявлениями где есть место жизни и смерти, добру и злу, свету и тьме. Именно Род является праотцом всех Богов, а значит и людей.

    Рода как перво создателя почитают в многих религиях и в пантеоне славянских Богов он занимал важное место. Более подробно с силой и сферой влияния бога, его символами использующимися в качестве оберега ознакомьтесь здесь.

    Сварог

    Сварог — отец небесный создал нашу вселенную, отделил небо и землю, подарил людям множество знаний Небесный кузнец и предметов необходимых для выживания. Роль небесного кузнеца в сотворении мира велика. Сварог создал первых богов Сварожичей, ставших на защиту добра и света. Вместе с Ладой, супругой стоит у истоков появления первых Богов — их детей. С помощью молота он высек искры из камня алатырь которые воплотились в образе высших сил света.

    Известен Сварог еще как создатеь славянского коло — прообраза современного астрологического календаря. Где за основу было движение солнца.

    Чур

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 16Внук Сварога и Лады — Чур был в почете у наших предков. В сфере влияния Чура находятся границы и рубежи. Он защищает мир Яви от проникновение всякого зла из мира Нави. Кроме того Чур следит за исполнением данного слова и сохранностью имущества огражденного чурами — небольшими столбиками с изображением Божества или его символа.

    В помощи людям и подчинении у Чура находятся домовые и банники. 

    Славянские боги мира Яви

    Мир Яви не был обделен богами. Большую часть божеств славянской культуры связанных с реальным миром — стихийные боги: воды, ветра, огня и земли. Именно они играют наибольшую роль в жизни людей.

    Авсень

    Славянский бог осени — Авсень. Почитался покровителем мостов, переходных путей и любых жизненных изменений.Авсень, бог осени, перемен и мостов

    Чествование Авсеня (Таусеня) приходится на день осеннего равноденствия, день когда урожай уже собран и настала готовиться к длинной и холодной зиме. После Таусеня (22-23 сентября) день идет на убыль, ночь и холод вступают в права.

    Покровительство Авсеня распространяется на людей находящихся на жизненном перепутье. Помогает преодолеть трудности при переходе и изменении жизни. Сила символа Таусень играет большую роль в сохранении семьи и любви.

    Агидель

    Агидель - богиня водыБогиня воды Агидель известна у северных славянских народностей. К Агидель обращались девушки в день Купало пуская венок по воде. В сфере влияния Агидель живительная вода наполняющая тело здоровью, дух верой и крепостью, дарующая молодость и красоту.

    Согласно вере древних славян Богиня Агидель обладает целительной силой, распространяет ее через воду.

    Догода

    Бог прекрасной благодатной погоды и теплого летнего ветерка — Догода. Догода

    Даждьбог

    Даждьбог - бог солнца и теплого светаБог солнца, летнего тепла, плодородия и света — Даждьбог. Славянский Даждьбог покровительствовал земледельцам и всегда был в почете у славян. Символом бога солнца служит солнечный диск.

    Идол Даждьбогу устанавливали на холме лицом к востоку либо юго-востоку. Изготавливали кумира исключительно из дерева. В дар несли перья птиц, мед, орехи.

    Дивия

    Славянская Богиня луны — Дивия была сестрой Хорса. Образ богини тесно связан с лунным светом, Дивия богиня лунымагией и волшебством. В сфере влияния Дивии находится женская магия, целительство, интуиция и красота.

    Главное предназначение дивии — освещение в ночное время. Пусть свет луны не сравним с солнечным, однако его достаточно чтобы найти путь во тьме ночной и суметь разглядеть что происходит вокруг.

    Дый

    Дый бог ночного неба и богатстваВ славянской мифологии образ Дыя не сохранился, каждому он являлся по разному. Изначально Дый был богом неба, со временем встав на сторону зла стал покровителем ночного неба. В более позднее время в сфере влияния Дыя оказалось и богатство. По легендам установлено что обитал Дый в горах Урала, после был свергнут и отправлен в мир Нави.

    Дый считается отцом Додолы и Чурилы.

    Додола

    Славянская богиня Додола (Перуница) связана с молнией, считается покровительницей летней небеснойДодола богиня охоты влаги и молодости. За помощью к Додоле обращались девушки.

    Додола являлась дочерью Дыя: покровителя ночного неба и богатства и Дивии: богини луны.

    Девана

    ДеванаДевана Богиня охоты почиталась как богиня охоты и тесно связана с лесными зверями. Девана дочь Перуна и Додолы, жена Святобора имела крутой нрав и сложный характер. Своевольная, строптивая и красивая она была отдана замуж за Святобора с целью смягчения характера.

    Обращались к богине охотники перед началом охоты. Девана следила за тем, чтобы не было бессмысленных и жестоких убийств. Охота должна быть только при необходимости.

    Бес

    Бес
    Бес- нечистая сила приносящая вред людям.

    Бес в славянской мифологии тесно связан с образом злого духа не видимого человеческим глазом и причиняющего вред людям и детям. Время бесов — зимние холода и ночь. Славяне считали что в сфере влияния бесов находятся болезни, мороки, холод и тьма. Христианское толкование беса как силы нечистой не противоречит древнему образу.

    Считается что бес может вредить человеку на ментальном уровне. Проникая в мысли человека, он склоняет его на сторону зла.

    Кроме того что бесы могут появляться и исчезать по своему желанию, они также способны принимать облик разных животных или человека.

    Берегиня

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 27
    Берегиня – добрый дух помогающий во всем,оберегающий здоровье, благополучие и семью.

    В славянской культуре Берегиня — это собирательный образ женской созидательной силы. Берегиня помогает сохранить здоровье, счастье, уют в доме. Изображалась в виде светлой девушки в светлых и зеленых одеждах. Обращаться могла славянки к берегине с любой просьбой.

    Банник

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 29
    Банник – хозяин бани, нейтральный персонаж, при хорошем отношении вреда не причинял.

    Банник — это дух обитающий в бане и смотрящий за соблюдением порядка в вверенной ему территории. Считается что банник находится в подчинении и Велеса и связан с подземным миром. Откуда точно появился этот дух доподлинно не известно, однако по славянским поверьям банник не очень жаловал людей. Относится к злому духу способному причинить вред при нарушении банных ритуалов.

    Сувенир "Род малый" 8,5см

    Сувенир "Род малый" 8,5см
    -34%
    345₽ 523₽
    Оптовая цена 281₽

    Сувенир "Сварог" 12см

    Сувенир "Сварог" 12см
    -31%
    547₽ 794₽
    Оптовая цена 468₽

    С одной стороны банник защищал людей при почтительном к нему отношении. С другой стороны мог напугать или «запарить» до смерти если люди неуважительно относились к хозяину бани.

    Запретом для славян было шумное поведение в бане, париться в третий пар (все мылись в два захода), ночевать. Также под запретом было мыться после полуночи.

    Водяной

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 31
    Водяной – нейтральный персонаж, мог помогать, а мог и утопить.

    Водяной в славянской мифологии это дух обитающий в водной стихии, символизирует опасность, относится к нечистой силе.

    Образ водяного часто встречается в фольклоре разных народов.

    Волколак

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 33
    Волколак – человек обратившийся в волка. Вред или польза зависело от характера колдуна или оборотня.

    Волколак это человек-оборотень обернувшийся волком. Образ волколака присутствует во многих сказках, мифах и легендах. Раньше обращение в зверя было известно многим и чаще всего люди обращались именно серым хищником или медведем, были племена умеющие обращаться и в других животных либо птиц.

    Считалось что сильный ведун легко может принять образ волка и повлиять на природные явления.

    Домовой

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 35
    Домовой – добрый дух, хранитель дома и здоровья семьи. Следит за порядком, борется с нечестью.

    Домовой является добрым духом, хранителем дома, домашнего очага. Несмотря на то, что по некоторым представлениям домовой относится к нечисти, он защищает дом от проникновения злой силы. Домовой находится в свите бога Велеса он обладает магическими способностями, может лечить жителей дома, мудр и спокоен. Кроме домашнего хозяйства домовой может присматривать за детьми и животными. Однако если зверь какой не понравится хозяину, к дому не приживется.

    Домовой любит когда в доме порядок а хозяева живут в мире и согласии, в противном случае может сердиться и пугать обитателей дома.

    Дворовой

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 37
    Дворовой – брат домового, хозяин двора.

    Дворовой считается братом домового, в его сфере влияния находится двор. В отличие от дедушки домового дворовой следит за хозяйством и состоянием двора. Любимые животные дворового – собака да лошадь.

    Главная задача дворового — это защита скота и хозяйства от всякой нечистой силы и разорения.

    Заложные покойники

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 39
    Заложные покойники – неупокоенные души самоубийц и утопленников.

    В славянской мифологии люди умершие не своей смертью и не обретшие покоя. Такие сущности возвращались на землю в виде разных сущностей описанных в мифах. Сам термин «заложные покойники» появился благодаря стараниям этнографа в XX веке.

    Славяне же считали что обращаются заблудшие души в разного рода нечесть, в том числе и русалок.

    Кикимора

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 41
    Кикимора – злой дух, по мелочам вредила людям, шумела, пугала.

    Кикимора относится к мелкой нечисти обитающей рядом с людьми. Жить она может в доме, дворе, сарае и других подобных местах. По некоторым преданиям кикимора является родней домового, по другим в нее превращаются умершие и захороненные новорожденные. Дети проклятые родителями или убитые не рожденные дети.

    Кикимора обычно вредит по мелочам, шумит, стучит, путает кудель с шерстью. В некоторых случаях может причинить вред здоровью живущих в доме, в некоторых случаях даже задушить.

    Лихорадка

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 43
    Злой дух приносящий болезнь.

    Лихорадка относится к разряду демонов, может явиться в образе женщины, вселиться в человека и вызвать болезнь. Лихорадка является в образе 12 сестер, где каждая имеет свой облик и вызывает болезнь, жар, озноб, трясучку и т.д.

    В славянской мифологии описано много случаев изгнания лихорадки в болота да леса после которого человек быстро выздоравливает.

    Леший

    Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 45
    Леший – хранитель леса. Если не нарушать правил поведения в лесу и не вредить – добрый дух.

    Лесовик (или леший) относится к нейтральному духу в чьих владениях леса. Лешими подчиняются звери и птицы лесные. Также он способен влиять на погоду. По преданиям славян леший не зол и не добр. Он может помочь, а может и погубить. Все зависит от настроения хозяина леса и поведения человека на вверенной ему территории.

    МавкаМавка

    Мавка относится к злым духам обитающим в болотах, лесах, озерах, встречались также на болотах. Мавками становились дети убитые в раннем возрасте или похищенные нечистой силой. Защитой от мавки был чеснок и полынь. Кроме того она могла попросить у путника гребешок расчесать волосы и получив желаемое исчезала оставив путника. В противном случае мавка могла зазвать в болото и сгубить.

    Огненный змейСлавянские боги и духи как основа языческой культуры – 48

    Огненный змей это антропоморфный демон который мог принимать облик умершего или долго отсутствующего человека.

    Также мог являться а образе горящего коромысла, огненного шара или синий светящийся клубок. Посетить он мог вдову или девицу тоскующую по любимому находящемуся вдали по долгу службы. Приходил огненный змей в ночное или вечернее время. Женщины после посещения огненного змея начинали худеть и чахнуть, как правило жизнь их заканчивалась самоубийством.

    ОвинникСлавянские боги и духи как основа языческой культуры – 50

    Овинник относится к славянскому дух обитающему в овине, может принимать образ большого черного кота с горящими глазами или покойника. Овинник может ходить по двору или гостить у банника, в дом он не вхож.

    В сфере влияния овинника находится овин, он следит за выполнением традиций относящихся к сушке зерна, обмолоту и хранению. При нарушении основ овинник мог нанести вред, в том числе и сгубить виновного.

    Кроме того овинник делал мелкие пакости людям без всякой причины, а если удавалось навредить или одурачить мужика радовался хлопал в ладоши и смеялся.

    ПолудницаСлавянские боги и духи как основа языческой культуры – 52

    Полуденица (Полудница) относится к духу появляющемуся в пик жары в полдень на поле или перекрестке. Встреча с данным персанажем не сулила добра. Полудница — это дух агрессивно настроенный к людям. Считается что Полудница убивает младенцев и подменяет своими детьми которые в последующем растут злобными и всех ненавидят. Особо зло относится Полуденница к беременным женщинам и одиноко работающим земледельцам.

    Образ полудницы может иметь 2 ипостасии: молодая девушка в прозрачных одеждах или в виде уродливо сгорбленной старухи.

    Чаще всего Полуденница являлась в период созревания хлебов. По некоторым фольклорным источникам Полудница считалась хранительницей полей.

    Кем на самом деле являлась Полудница не известно, возможно образ злого духа отнимающего жизнь появился во время христианизации и к культуре славян не имеет отношения.

    РусалкаСлавянские боги и духи как основа языческой культуры – 54

    Русалкой в славянской мифологии могли стать утопленные молодые девушки или умершие в русалью неделю. Славянские русалки изображаются в виде молодых девушек с длинными волосами в белых одеяниях или нагие. В русалью неделю они часто встречаются путникам по берегам рек и на опушках леса. Считалось что русалками становились девушки у которых «разбито сердце» несчастной любовью, поэтому и мстили они парням утаскивая их под воду.Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 56

    Русалка с рыбьем хвостом появилась благодаря сказкам и фильмам в более позднее время. Исследователи мифов различают разные виды русалок: Ундины, Мавки, Вилы, Купалки, Лоскотэхи, Полуденницы и полуночницы могут также быть отнесены к русалкам.

    Рамхат

    Бог Рамхат в славянской мифологии почитался как небесный судья следящий за соблюдением законов вселенной основанных на жизни и любви. Соблюдение заповедей оставленных богом ведет к процветанию рода, нарушение же карается его вырождением. Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 58

    Является покровителем чертога вепря.

    Упырь

    В славянской культуре упыри относились к злобным духам несущим смерть. Являлись людям они в образе покойников с железными зубами. Достаточно одного прикосновения упыря к человеку и он умирает от неизвестной болезни.Славянские боги и духи как основа языческой культуры – 60

    По некоторым источникам упыри подобно вампирам выпивали кровь из людей и съедали их тело. Считалось что если упырь оставил тело, выпив кровь, мертвец мог стать упырем.

    После принятия христианства упыри относятся к заложным покойникам, т. е. людям не крещенным и не получившим отпевание.

     

     
     
     
     
     
    Лич. менеджеры: -
    Консультанты: - /